Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами вступают в силу с 1 июля 2015г.

Об этом проинформировал заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин на научно-практической конференции «Совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды», которая проходит в рамках Международного форума по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк».

В ходе своего доклада Р. Гизатулин отметил, что в 2014 г. Министерством было принято значительное число нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Одним из таких существенных законодательных актов является ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Основными целями закона являются: совершенствование системы регулирования в области обращения с отходами, повышение уровня экологической безопасности, развитие экономических механизмов, направленных на сокращение захоронения отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, совершенствование жилищно-коммунального законодательства, гармонизация национального законодательства с решениями и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В целях гарантированного обеспечения заложенных в законе изменений и своевременного принятия подзаконных актов, предусмотрено вступление в силу его положений в разный период. Обязанность производителей, импортеров по утилизации товаров (продукции) наступает с 2015 г.; новая система лицензирования деятельности по обращению с отходами вводится с 1 июля 2015 г.

Положения по реформированию системы жилищно-коммунальных услуг и введение института региональных операторов и новая система регулирования в области обращения с отходами вступят в силу с 2016 г., запреты на размещение отдельных видов отходов – с 2017 г., понижающие коэффициенты, соответственно - с 2019 и 2020 г.

Разработан ряд положений, которые позволят усовершенствовать существующую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами. Вновь будет возвращена деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, которая была утрачена в 2011 и 2012 гг. Законодательно определен еще один вид деятельности – обработка отходов, который также будет подлежать лицензированию.

Вовлечению отходов в хозяйственный оборот на территории регионов будет способствовать предусмотренная законом территориальная схема в области обращения с отходами. Схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В законе также уточнены требования к обращению с отходами I-V классов опасности. С 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется. При этом Минприроды России должно будет принять и утвердить Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности и Порядок их паспортизации, а также типовые формы паспортов отходов.

Существенные изменения коснулись также и экономического блока вопросов обращения с отходами. С 1 января 2016 г. однозначно определено лицо, которое обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе и при размещении твердых коммунальных отходов.

Наряду с этим на законодательном уровне урегулированы вопросы, относящиеся к предмету государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов. Определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.

По словам Р.Гизатулина, законом предусмотрено экономическое стимулирование при обращении с «промышленными отходами», путем введения в правоприменительную практику с 2020 г. понижающих коэффициентов к нормативам платы за размещение отходов. Этот механизм будет работать, если отходы образовались в процессе утилизации ранее накопленных или размещенных отходов или если произошло понижение класса опасности отходов.

Как отметил замминистра, все принимаемые меры по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами производства и потребления позволят в ближайшее время сформировать замкнутые циклы по их вовлечению в хозяйственный оборот, а новые экономические инструменты позволят перейти к целостной экономической модели, обладающей мощным ресурсо- и энергосберегающим эффектом.

 

Источник:
Пресс-служба Минприроды России

с сайта mnr.gov.ru

 

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин принял участие в Межрегиональном круглом столе по координации взаимодействия федеральных органов власти и субъектов РФ в области обращения с отходами

Участники мероприятия обсудили актуальные вопросы реализации положений Законов «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», методы и пути налаживания взаимодействия государственных, региональных и муниципальных органов власти в сфере обращения с отходами.

Как отметил Р.Гизатулин: «Прошедший год стал весьма продуктивным для природоохранного законодательства в целом и, в частности, законодательства в области обращения с отходами. В первую очередь это связано с принятием Федерального закона № 458».

Федеральный закон № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон об отходах производства и потребления», по словам замминистра, призван повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами, создать условия для привлечения инвестиций и иных финансовых средств в создание и эксплуатацию инфраструктуры по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Подготовка данного закона заняла 4,5 года. Документ носит системообразующий и комплексный характер. Изменения вносятся в более чем 20 федеральных законов. Он охватывает 2 сферы регулирования: природоохранную и жилищно-коммунальную, но при этом во многом развивает экономическую составляющую деятельности по обращению с отходами.

Как пояснил Р.Гизатулин: «С принятием данного закона субъекты Российской Федерации становятся главным операционным звеном в регулировании деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Теперь организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществление нормирования в области обращения с отходами на объектах регионального уровня, а также реализация многих других значимых функции переходят в компетенцию субъектов Российской Федерации. При этом им даются действенные инструменты по управлению потоками отходов, региональные программы, территориальные схемы обращения с отходами, нормативы накопления ТКО, тарифное регулирование».

На федеральном уровне останется установление общефедеральных требований, правил и норм в области обращения с отходами, федеральный надзор, а также обеспечение функционирования нового экономического инструмента, основанного на так называемом принципе «расширенной ответственности производителя».

Законопроектом также предусмотрены меры экономического стимулирования при обращении с промышленными отходами. Они направлены на вовлечение промышленных отходов в хозяйственный оборот за счет применения понижающих коэффициентов при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, в случае, если проведены мероприятия по снижению такого воздействия.

«Реализация мер, предусмотренных законом № 458, позволит построить эффективную систему управления, внедрить новые инструменты экономического стимулирования, сформировать финансовые потоки для строительства и развития инфраструктуры, создать замкнутые циклы обращения с отходами, обеспечивающие их возврат в хозяйственный оборот и поэтапное сокращение захоронения», - отметил замминистра.

В рамках круглого стола были также обсуждены перспективы развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами и методы повышения эффективности ее работы, ход реализации региональных программ, уровень влияния экологического законодательства на объем отходов.

Об опыте обращения с отходами рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Кульбачевский. С докладом о деятельности Росприроднадзора по ведению государственного кадастра отходов выступила начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.

В работе круглого стола приняли участие представители Минприроды России, Минстроя России, Росприроднадзора, ЮНИДО, а также представители органов исполнительной власти субъектов и бизнеса.

Источник:
Пресс-служба Минприроды России

с сайта mnr.gov.ru

 

 

 

В Российской Федерации стартовала экологическая акция «Дерево Победы»

Распоряжением Правительства РФ инициированная Минприроды России акция была включена в План мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В ходе акции будут высажены миллионы деревьев, каждое из которых станет памятью о человеческих жизнях, отданных за общую Победу. Организаторами мероприятий в рамках акции могут выступать органы власти субъектов РФ, общественные объединения и социально-ответственный бизнес. Принять участие в акции и посадить своё дерево сможет любой желающий.

На официальном сайте ДеревоПобеды2015.рф будет представлена информация об экологических мероприятиях во всех регионах России. Волонтеры смогут легко узнать о расписании и времени проведений акции во всех регионах.

«Дерево Победы» станет постоянно действующим проектом, объединяющим экологические общественные инициативы по всей стране.

Источник:
Пресс-служба Минприроды России

с сайта mnr.gov.ru

 

Россия и Китай будут развивать сотрудничество в области обращения с отходами

Такое решение было принято в ходе встречи Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Донского и Министра охраны окружающей среды Китайской Народной Республики Чэнь Цзинином.

Встреча прошла в Москве 21 апреля 2015 г. в преддверии Первой официальной встречи министров окружающей среды стран БРИКС, проходящей в рамках председательства Российской Федерации в БРИКС.

В ходе встречи С.Донской выразил удовлетворение развитием сотрудничества в области охраны окружающей среды и проинформировал китайскую сторону о работе Министерства в части совершенствования природоохранной законодательной базы России.

В свою очередь, Министр Чэнь Цзинин поблагодарил за приглашение на Первую официальную встречу министров окружающей среды стран БРИКС, подтвердил заинтересованность в дальнейшем развитии двустороннего взаимодействия, а также отметил, что Китай предпринимает шаги по совершенствованию национальной законодательной базы в области охраны окружающей среды.

С.Донской подчеркнул, что стороны проделали большую работу, но нужно двигаться дальше, укрепляя достигнутые результаты и развивая новые взаимовыгодные направления сотрудничества. Одним из таких направлений может стать обращение с отходами.

Более подробно данный вопрос будет обсуждаться в рамках 10-го заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Данное предложение нашло поддержку Министра Чэнь Цзинина.

Источник:
Пресс-служба Минприроды России

с сайта mnr.gov.ru