В случае добровольного возмещения вреда окружающей среде предприниматели смогут получить отсрочку или рассрочку оплаты

Минприроды России подготовило проект закона «О внесении изменений в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Как отметил глава Минприроды России Сергей Донской: «Отсрочка может быть предоставлена на срок не более года, а рассрочка – на срок не более трёх лет». По его словам, данные выплаты имеют не фискальный, а стимулирующий характер – они должны мотивировать предприятия привлекать больше средств на проекты, обеспечивающие экологическую безопасность. Кроме того, добровольное возмещение вреда окружающей среде значительно снижает издержки государства в связи с осуществлением претензионной работы, поэтому должно предусматривать определенные льготы, по аналогии, например, со штрафами за нарушения правил дорожного движения.

 

По его словам, в 2015 г. размер вреда, причиненного окружающей среде, возмещенного в добровольном порядке составил 1 млрд 419 млн руб., в судебном порядке – 2 млрд 977 млн руб. В 2014 г. размер вреда, причиненного окружающей среде в добровольном порядке составил 1 млрд 270 млн руб., в судебном порядке – 852 млн руб.

 

Законопроектом предусматривается возможность предоставления отсрочки или рассрочки возмещения вреда в случае возмещения его в добровольном порядке для хозяйствующих субъектов, причинивших вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Документ предусматривает основные параметры предоставления отсрочки или рассрочки по возмещению вреда окружающей среде. Под добровольной компенсацией понимается возмещение вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной области, осуществляемое в 30-дневный срок с момента предъявления органом государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, требования о возмещении вреда окружающей среде в добровольном порядке. Законопроект не распространяется на случаи возмещения вреда посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

 

Органы исполнительной власти, принимающие решение о предоставлении рассрочки или отсрочки: в отношении объектов федерального государственного экологического надзора по объектам федерального надзора – Росприроднадзор; в отношении объектов регионального государственного экологического надзора – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 23 Сентября 2016

http://mnr.gov.ru

 

 

Минприроды России сформировало Перечень отходов, захоронение которых запрещается 

Целью соответствующего проекта постановления Правительства РФ, опубликованного для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru, является стимулирование отрасли утилизации отходов, которая является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами. Согласно документу, в данный перечень всего войдет 10 групп отходов.

По словам главы Минприроды России Сергея Донского, реализация разработанных ведомством норм природоохранного законодательства, позволит до 2020 года кратно увеличить объем переработки отходов в России.

Сергей Донской: «Прежде всего, произойдет существенное увеличение объемов переработки видов отходов, которые, составляя в общем объеме твёрдых коммунальных отходов основную долю, перерабатываются уже сегодня. В число товаров, обязательных для утилизации после утраты ими потребительских свойств, в первую очередь, включены именно они – черные и цветные металлы бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина, элементы питания».

Согласно разработанному Минприроды России проекту постановления Правительства РФ, первую группу – лом и отходы чёрных и цветных металлов, а также отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть, планируется запретить подвергать захоронению с января 2017 г.

Вторую группу – отходы бумаги и картона шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла и изделий из стекла (в части упаковки) – нельзя будет направлять на полигоны с 1 января 2018г.

Третью группу - компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства, планируется перестать захоранивать с 1 января 2020г.

Четвертая группа – несортированные отходы, включающие виды, указанные в перечисленных пунктах перечня, будут исключены из сферы захоронения с 1 января 2024г.

Напомним, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрены механизмы по созданию инфраструктуры по утилизации отходов. К ним, в частности, относится механизм расширенной ответственности производителя, согласно которому производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными постановлением Правительства РФ № 1342. от 08.12.2015г.

Вступление в силу указанных положений данного ФЗ, а также установление перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, обеспечит создание объектов инфраструктуры по утилизации отходов на территории субъектов РФ. Кроме того, данная мера будет способствовать принятию регионами порядка сбора (в том числе раздельного) ТКО, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещенные к захоронению.

 

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 15 Сентября 2016

http://mnr.gov.ru

 

 

Приняты новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Соответствующее постановление Правительства РФ, разработанное Минприроды России, принято 13 сентября 2016 г.

Постановление «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» принято в целях обеспечения реализации нового законодательного регулирования в природоохранной сфере.

 Как ранее отметил глава Минприроды России Сергей Донской, в результате принятия постановления не ожидается роста финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Наоборот, компании смогут корректировать размер платы на величину затрат на природоохранные мероприятия. Также они смогут применять стимулирующие коэффициенты к плате при размещении отходов, например, при обезвреживании отходов, утилизации ранее размещенных отходов и пр.

 

На сегодняшний день ежегодный объём поступлений от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему Российской Федерации – порядка 27 млрд. руб. (в 2014 г. – 27,7 млрд руб., в 2015 году – 26,8 млрд руб.), что составляет 0,04 – 0,05% от ВВП.

 По экспертным оценкам, за счет применения льгот, представляемых предприятиям и организациям, размер платы может снизиться в 1,5-2 и более раза по сравнению с уровнем 2015 г.

 Напомним, 21 июля 2014 г. принят Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ предусматривает существенные изменения в механизм исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Одним из элементов этого механизма является установление ставок платы.

 Документ разработан взамен постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. №344, которое будет отменено, поскольку уже не соответствует новым требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды». Также отменяется ряд других документов, связанных с постановлением Правительства РФ № 344, в том числе постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух...», предусматривающее индексацию ставок платы на период с 2015-2017 гг. Величина коэффициентов индексации, предусмотренных данным постановлением, учтена в новом документе о новых ставках платы.

Ставки платы установлены в отношении каждого загрязняющего вещества, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата, установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

 Ставки платы по загрязняющим веществам, не включенным в Постановление № 344, но имеющимся в распоряжении №1316-р, установлены с сохранением базового подхода на основе степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.

 Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду будут применяться с дополнительным коэффициентом 2 в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, в т.ч. заповедников и национальных парков, а также Байкальской природной территории и озера Байкал. Аналогичный коэффициент предусмотрен в настоящее время в постановлении Правительства РФ № 344. Сохранит свое действие и коэффициент 0,3, предусмотренный данным постановлением, который может быть применен плательщиками при размещении отходов на собственных объектах размещения отходов.

 Документ прошёл процедуру публичных обсуждений на портале regulations.gov.ru и согласования с федеральными органами исполнительной власти. Он учитывает принятые Правительством РФ решения о недопущении роста неналоговых платежей в ближайшие годы.

 Новые ставки платы и дополнительный коэффициент 2 к ним хозяйствующие субъекты смогут применить при исчислении платы с 1 января 2016 г.

 

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 14 Сентября 2016

http://mnr.gov.ru

 

 

Глава Минприроды России Сергей Донской потребовал от глав регионов активизировать подготовку территориальных схем в области обращения с отходами

В соответствующей телеграмме, направленной в адрес глав ряда регионов, С.Донской потребовал ускорить разработку территориальных схем в области обращения с отходами, отсутствие которых к январю 2017 г. автоматически приведет к неисполнению целого ряда норм законодательства и пробуксовке реформы отрасли. В частности, отсутствие схем не позволит разработать программы в области обращения с отходами, запустить инвестиционные проекты, провести выбор регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Наличие утвержденной схемы является обязательным условием такого выбора, исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881.

Напомним, 26 сентября 2016 г. наступает срок завершения разработки территориальных схем в области обращения с отходами. Территориальные схемы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 26 сентября текущего года по согласованию с Росприроднадзором.

Практически во всех субъектах Российской Федерации приступили к их разработке, однако работа находится в разной степени готовности. Так, на сегодняшний день в Росприроднадзор поступило на согласование всего 25 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению – 14. Среди них – Республика Марий Эл, Чувашия, Красноярский и Ставропольский края, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Мурманская, Омская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ. На сегодня только готовятся к проведению конкурса на выбор исполнителя в Республике Тыва. Завершение разработки запланировано только на 2017 год. Подобная критическая ситуация сложилась также в других округах по нескольким регионам: в Тверской, Ярославской, Вологодской и Брянской областях. В этих регионах завершение разработки схем запланировано на конец осени текущего года.

 По словам С.Донского, своевременность разработки схем будет учтена при распределении субвенций от экологического сбора на строительства новых мощностей по переработке отходов. Ежегодно на ликвидацию накопленного экологического ущерба, прежде всего, отходов, будет поступать более 2 млрд руб., а также средства экологического сбора. В 2017 г. объём средств от экологического сбора составит не менее 1 млрд руб.

 В письме глава Минприроды России также напомнил, что с 1 января 2017 г. запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

 Территориальная схема в области обращения с отходами должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 09 Сентября

http://mnr.gov.ru

 

 

Минприроды России 7 октября 2016 г. проведет круглый стол по обращению с отходами

Четвертый межрегиональный круглый стол по координации взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и бизнеса в области обращения с отходами состоится 7 октября 2016 г. в зале заседаний «С» правительства Москвы по адресу: ул. Новый Арбат, д. 36.

На повестке дня мероприятия – вопросы регулирования различных аспектов обращения с отходами, в том числе, реализации ответственности производителей и создания государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; создания новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами; формирования отрасли по сбору и переработке отходов.

 

Будут рассмотрены требования к территориальным схемам обращения с отходами, а также вопросы, касающиеся утверждения порядка проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Участники обсудят вопросы организации работы с отходами, которые запретят к захоронению с 1 января 2017 г; нормативные правовые акты, подготовленные Минстроем России. Участники получат информацию о проведении мониторинга мест размещения отходов и возможности претендовать на снижение платы за негативное воздействие за размещение отходов; о требованиях при обращении с однородными группами товаров; об исполнении ответственности производителей.

 

Планируется обсуждение новых правил функционирования рынка обращения с отходами, создания в регионах отрасли сбора, переработки и утилизации отходов, в том числе коммунальных.

 

В работе круглого стола примут участие представители Минприроды России, Минстроя России, Минпромторга России, Росприроднадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты отрасли.

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 08 Августа 2016

http://mnr.gov.ru

 

 

Треть от всех экологических правонарушений, выявляемых Росприроднадзором, составляют нарушения в области обращения с отходами

Об этом сообщил заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов на селекторном совещании по вопросу разработки территориальных схем в области обращения с отходами. Мероприятие прошло под председательством главы Минприроды России Сергея Донского.

«В 2014-2015 годах в России наблюдался прогрессирующий рост образования мест несанкционированного размещения отходов в сравнении с 2013 годом. Всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч таких мест», – сказал А.Амирханов.

По данным, представленным Росприроднадзором, на территории РФ ежегодно образуется более 5 млрд т отходов производства и потребления I-V класса опасности. Из них порядка 35-40 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) или более 200 млн м.куб. образуется в результате жизнедеятельности городов. Помимо этого, ТКО образуется от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, нежилого фонда, крупных производств.

Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТКО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объёма вовлекаются в переработку. По оценке А.Амиханова, столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий-переработчиков.

Доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов, от числа выявленных, составляет сегодня в целом по России около 70% (наилучшие показатели – у СЗФО, ЦФО и ПФО).

В целом, по мнению А.Амирханова, ситуацию, сложившуюся сегодня на землях населенных пунктов в области обращения с отходами, можно охарактеризовать как крайне негативную. Количество несанкционированных свалок более чем в 2 раза превышает количество легальных объектов размещения отходов.

Среди причин сложившейся ситуации – низкие нормы накопления ТКО на душу населения (во многих регионах нормы не переустанавливались с советского периода либо же отменены судами по представлениям прокуратуры, т.к. были установлены без участия уполномоченных органов власти). При этом затраты на переработку отходов значительно выше затрат на захоронение. Поэтому отрасль переработки отходов и вовлечение их в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов менее привлекательна для бизнеса.

Ещё одна причина образования несанкционированных свалок – низкая экологическая культура населения и отсутствие в стране закона о всеобщем экологическом воспитании и просвещении.

Ситуацию усугубляет и то, что в целом по стране доля затрат на охрану окружающей среды при обращении с отходами от общего объёма природоохранных затрат не превышает 12%. Бюджетное же финансирование данной сферы кратно меньше.

«Отходоперерабатывающая отрасль, в первую очередь, ориентирована на вторичную переработку и вовлечение отходов в хозяйственный оборот, нуждается в дополнительном стимулировании, в том числе и через установление расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, достижение нормативов утилизации и взимание экологического сбора», – подчеркнул А.Амирханов.

На сегодняшний день в Росприроднадзор поступило на согласование всего 14 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению – 5 схем (Ростовская область, Ямало-Ненецкий АО, Москва, Воронежская и Тюменская области). Еще 9 регионам в согласовании схем отказано, они нуждаются в оперативной доработке и повторном представлении (Ставропольский край, Чукотский АО, Республика Татарстан, Ульяновская, Саратовская, Мурманская, Омская, Томская и Белгородская области).

Не приступили к разработке схем в области обращения с отходами в 3 субъектах (Республике Северная Осетия-Алания, г. Севастополь и Республике Крым). Отсутствие территориальной схемы не позволит данным регионам провести выбор регионального оператора по обращению с ТКО.

По мнению А.Амирханова, необходимо предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность для региональных операторов за неисполнение своих обязанностей, повлекшее неблагоприятные последствия. Кроме того, следует дополнить требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, а также разработать современные требования к проектированию, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов, направленные на минимизацию воздействия на природную среду.

Источник: Пресс-служба Минприроды России

Опубликовано: 03 Августа 2016

http://mnr.gov.ru

 

 

С 2017 года в России вводится запрет на захоронение отходов, подлежащих переработке

Об этом глава Минприроды России Сергей Донской сообщил на состоявшемся 3 августа 2016 г. Всероссийском селекторном совещании по вопросу формирования системы обращения с отходами.

С 1 января 2017 г. запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень таких видов отходов устанавливается Правительством РФ. «Фактически, будет запрещено захоронение большинства видов отходов», – отметил Министр.

Как отметил С.Донской, принятые поправки в закон «Об отходах производства и потребления» охватили две сферы регулирования – природоохранную и жилищно-коммунальную, создав условия для формирования нового сектора экономики – индустрии переработки отходов, ухода от системы складирования и захоронения.

Министр подчеркнул, что формирование системы обращения с отходами – это практическая работа, ответственность за которую лежит в основном на органах региональной власти. «В преддверии Года экологии мы должны сформировать чёткие стратегии решения накопленных экологических проблем, снижения нагрузки на окружающую среду», – подчеркнул С.Донской.

Территориальная схема в области обращения с отходами должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Законом введен новый экономический механизм, основанный на обязанности производителей и импортеров товаров и упаковки утилизировать их после утраты потребительских свойств – так называемая расширенная ответственность производителя. Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение.

Ежегодно на ликвидацию накопленного экологического ущерба, прежде всего, отходов, будет поступать более 2 млрд руб., а также средства экологического сбора. В 2017 г. объём средств от экологического сбора составит не менее 1 млрд руб. Также средства на строительство новых мощностей предусмотрены в целом ряде федеральных и региональных программ, однако, по словам Министра, необходимо привлекать, прежде всего, средства частных инвесторов. Замглавы Минстроя России Андрей Чибис также отметил, что в этой работе необходимо сделать акцент не на бюджетных ресурсах, а на частном инвесторе. «Уже сегодня действует 25 концессионных соглашений в отношении объектов обращения с отходами на общую сумму 7 млрд рублей. Наша общая задача - обеспечить внедрение новой системы обращения с отходами в полном объеме», - отметил он.

По словам Сергея Донского, в ближайшее время региональные власти должны установить предельные тарифы на обращение с ТКО, выбрать региональных операторов, разработать программы в области обращения с отходами и территориальные схемы.

26 сентября 2016 года наступает срок завершения разработки территориальный схем в области обращения с отходами. Практически во всех субъектах Российской Федерации приступили к их разработке, однако разработка находится в разной степени готовности. Министр призвал региональные власти ускорить работу, обеспечив при этом качественную подготовку документов.

«В настоящее время требуется обеспечить максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, в том числе ОНФ, участвующих в этой работе», - отметил Министр.

В совещании приняли участие председатель комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы Алексей Матюхин, руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ирина Брагина, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин, а также представители профильных ведомств субъектов РФ из Воронежской, Челябинской, Мурманской, Омской, Тверской, Иркутской, а также Краснодарского края и Республики Бурятия.

Источник: Пресс-служба Минприроды России

 Опубликовано: 03 Августа 2016

http://mnr.gov.ru