Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов
Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты должны разрабатывать предприятия, имеющие источники сбросов сточных вод в водные объекты с целью сохранения состава и свойств воды в данном водном объекте.
НДС - нормативы, которые устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (статья 1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Также в проекте нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты обязательно разрабатывается план водоохранных мероприятий, которые предприятие планирует осуществлять в период действия проекта.
При разработке проекта НДС можно выделить следующие основные этапы:
- Проведение инвентаризации всех источников сбросов. На данном этапе определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод. Выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).
- Разработка нормативов допустимых сбросов. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс, за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки (например, нитриты и нитраты). Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
- Согласование проекта НДС в уполномоченных органах. Нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
- Оформление и получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. Порядок подготовки и представления документов для получения права пользования водным объектом установлен статьями 21-23 Водного Кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
- Оформление и получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. На основании предоставленных документов В Управлении Росприроднадзора подготавливается к выдаче Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов (НДС) и лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) и утверждается руководителем Росприроднадзора.
В соответствии с пунктом 14 «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 г. № 333, разработанный и утвержденный в установленном порядке проект НДС действует 5 лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока действия в следующих случаях:
- при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
- при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
- при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Стоимость разработки проекта НДС зависит от:
- видов и количества выпусков сточных вод;
- количества загрязняющих веществ в выпусках;
- других факторов.
*** Отсутствие проекта НДС на предприятии влечет за собой наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от 10 000 до 100 000 рублей, либо административного приостановления деятельности предприятия на срок до 90 суток (Статьи 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ). Кроме того, в случае загрязнения воды предприятием, приведшим к гибели животных, либо серьезному урону для здоровья людей, виновным грозит до 2-х лет лишения свободы (УК РФ). Также, за нарушения правил водопользования, предусмотрены административные аресты на срок до 3-х месяцев.
Примерный перечень документов для разработки проекта НДС
- ситуационная карта района расположения предприятия и выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты по состоянию на существующий момент в масштабе 1:5000 или 1:10000;
- справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в створе выше выпуска сточных вод и гидрологические характеристики водного объекта;
- справка о рыбохозяйственных характеристиках водоема;
- фактические объемы сточных вод помесячно за предыдущие 5 лет;
- фактические данные по сбросам загрязняющих веществ и микроорганизмов за предыдущие 5 лет, статистические отчеты по форме «2-тп-водхоз», данные по мониторингу состояния водного объекта за предыдущие 5 лет;
- среднегодовые анализы сточных вод за предыдущие 5 лет по каждому выпуску, по химическому загрязнению и микроорганизмам (из приложения к отчётной форме «2тп-водхоз»);
- результаты биотестирования сбрасываемой сточной воды по каждому выпуску;
- результаты биотестирования воды в контрольном створе (при необходимости).
Документы и материалы, необходимые для получения разрешения на сброс (пункт 8 и подпункт 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (далее Административный регламент), утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 г. № 288):
- Заявление о выдаче разрешения на сброс в соответствии с Приложением 1 к Административному Регламенту;
- Сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;
- Карта-схема расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
- Нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- Данные о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;
- Установленные лимиты на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
- Согласованный в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядке План снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также Отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Административному Регламенту.
- Копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу Разрешения на сброс.